Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства, в том числе в живописи.
Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи. Миниатюрами проиллюстрирована большая часть сообщений Лицевого летописного свода (XVI век), они тесно связаны с текстом. Здесь можно найти изображения Александра Ярославича Невского и битв, в которых он участвовал.
В левом верхнем углу миниатюры изображён Владимир Святой. Текст летописи гласит, что Александр Невский был от него в «восьмой степени». Головные уборы чётко разграничивают статус царя и князя: Владимир, который в тексте назван царём, изображён в венце, а Александр и его отец – в княжеских шапках. В правом верхнем углу изображена мать Александра Невского – Феодосия, принявшая в постриге имя Евфросиния, а слева под фигурой Владимира Святого – его отец, князь Ярослав Всеволодович. Две группы людей в почтительных позах, расположенные справа от престола, иллюстрируют слова о похвале, которой удостоился князь за свои добродетели. Монах, нарисованный впереди группы на первом плане, очевидно, указывает на почитание князем «священнического и монашеского чина».
Образ Александра Невского в иконописи.
Народная память о славных деяниях князя жила со дня его кончины, но религиозное поклонение последовало за обретением честных мощей в 1380 году. Официально же канонизирован он был лишь полтора века спустя, в царствование Ивана Грозного.
Иконы, написанные в ранний период, являют его зрителю в монашеском облачении, делая, тем самым акцент на иночестве, принятом им в самом конце жизни. В них звучит прежде всего духовная составляющая его подвига. Однако есть одна икона, написанная на сто лет ранее этих событий – «Битва новгородцев с суздальцами», на которой уже с нимбом святости вокруг головы представлен князь Александр Невский. Иконы, подобные этой, созданные прежде официального акта канонизации, не считались легитимными, и в наши дни представляют большую редкость.
Одним из выдающихся произведений древнерусской живописи является житийный образ святого Александра Невского, который находится в Москве, в знаменитом храме Василия Блаженного. На нём князь представлен в облике схимника, стоящего в полный рост, в благословляющем жесте воздевшего руку. Это весьма необычная икона Александра Невского. Значение её состоит в том, что в клеймах, окружающих центральную часть композиции, представлены не только реальные события из жизни князя, но и те, что произошли в последующие времена. В сюжетах этих миниатюр незримо ощущается присутствие Александра и его небесное покровительство.
Кардинальным образом изменилась трактовка иконописного образа Александра Невского в период правления Петра I. Царь-реформатор считал себя продолжателем его борьбы со всеми проявлениями иноземной экспансии. Как знак глубокого почитания своего прославленного предшественника, он основал в 1710 году в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, получивший впоследствии статус лавры. Сюда доставили из Владимира святые мощи князя. Вместе с этим особым постановлением Синода повелевалось впредь изображать его на иконах в воинском облачении, с оружием и в царской мантии с горностаевой подбивкой. Таким образом, акцент переносился с духовных подвигов на военные доблести, которыми прославился Александр Невский. Иконы с той поры представляли его уже не смиренным иноком, а грозным воином, защитником отечества.
Особым почитанием святой князь Александр Невский пользовался в XIX веке, в течение которого на российском троне побывали три императора, носившие его имя и считавшие его своим небесным покровителем. В этот период было написано большое количество икон князя, продолжавших развитие иконографической линии, начатой в эпоху Петра Великого.
Образу Александра Невского в изобразительном искусстве начиная с XVIII века уделялось немало внимания.
Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая – предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.
На протяжении XIX–XX веков работали несколько художников, запечатлевших образ русского князя. К сожалению, нет ни одного Его прижизненного изображения. В летописных источниках упоминается, что он был высоким «паче иных человек» и обладал громким, убедительным голосом «аки труба в народе». Потому для многих внешний облик князя связан с обликом великолепного актёра Николая Черкасова, сыгравшего его в ставшем уже классическим одноимённом фильме.
Серов Владимир Александрович (1910–1968) – советский живописец и график, педагог и профессор, президент Академии художеств СССР в 1962–1968 годах. В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. Его большая многофигурная историческая картина «Ледовое побоище» (1942) находится в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого. Написана картина в блокадном Ленинграде, она посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. На полотне показан кульминационный момент сражения: преследуемые воинами Александра Невского спасаются бегством закованные в броню псы рыцари. Под их тяжестью ломается лёд Чудского озера, погребая в тёмных водах непрошеных гостей. «Ещё в дни блокады я начал работать над большой картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», посвящённой славе русского оружия, – вспоминал художник. – Работал более двух лет, с любовью и большим напряжением. Картина дала мне некоторые радости и много разочарований. Она была экспонирована на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Москве в1946 году».
Рерих Николай Константинович (1874–1947) – русский философ, поэт, писатель, художник, археолог, путешественник и общественный деятель. С конца 1890-х годов характер творчества Николая Константиновича определяли его занятия археологией, интерес к языческой славянской, скандинавской старине. Он был одним из немногих мастеров, которые обратились к теме Древней Руси. Поиски образов древней Руси, стремление к лаконизму рисунка, яркости цвета, стилизации отразились в картине «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (2-й вариант названия). В 1910 году несколько работ художника были переданы Русскому музею, в том числе картина «Александр Невский поражает ярла Биргера». В картине «Александр Невский» (1942) зрители видят лишь момент перед самым началом боя. На вершине снежного холма в сиянии света остановился на коне Александр Невский, склонивший голову у погибшего воина в красном плаще. Князь изображён Рерихом в момент скорби и сострадания о павших в битве воинах.
Корин Павел Дмитриевич (1892–1967) – российский и советский живописец, реставратор, монументалист, мастер портрета, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1958). Триптих «Александр Невский» был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику стала центральной в искусстве.
Павел Дмитриевич начал работать над триптихом осенью 1942 года. В трудный, грозный час истории человечества художник обратился к образу, который олицетворял для него доблесть, славу и непобедимость России. Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Она была призвана вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался и как бы несметны были его полчища.
Пантюхин Юрий Петрович (р. 1938 г.) – мастер традиционной петербургской живописи, вобравшей лучшие достижения русской классики. В основе творчества художника заложена искренняя и глубокая любовь к Отечеству с героическим прошлым его народа, красота и духовность подвига. Александр Невский стоит на возвышении. Его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святой власти. Его молодое лицо выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно; его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве.
Рыженко Павел Викторович (1970–2014) – российский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова, заслуженный художник Российской Федерации (2012).
Картина «Калка» положила начало целой серии произведений на исторические сюжеты. «Стоход», «Брусиловский прорыв», «Поле Куликово», «Невская битва» и другие полотна – отнюдь не иллюстрации к беспристрастному учебнику истории.
На каждой картине разворачивается панорама поворотных событий нашей истории, но в центре внимания всегда человек, совсем многообразием его чувств и осознанием трагичности момента.
Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он победил и татарского князя Сартака. Сартак принял христианство под воздействием общения со святым князем Александром Невским. На картине изображён момент их общения, общения без слов. Известно также, что Сартак принял мученическую смерть за свою веру.
Источники:
http://dpo-smolensk.ru/libriary/exhibition/2020-nevsk.. https://infourok.ru/obraz-aleksandra-nevskogo-v-iskus..
Оставить сообщение: